Тарасенко Алла Ивановна

Тарасенко Алла Ивановна

Образование: Высшее
Квалификационная категория: Учитель-логопед
Стаж работы: 36 лет

Общие сведения

Фамилия, имя, отчество:  Тарасенко Алла Ивановна

Дата рождения: 02 июня 1961 года

Образование: Высшее
«Минский государственный педагогический институт им. А.М. Горького»,
диплом:  ИВ № 227897 от 17.06.1983г.

Специальность: Дефектология

Квалификация: Учитель-логопед вспомогательной школы. Олигофренопедагог дошкольных учреждений.

Образовательное учреждение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 « Солнышко» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Должность: Учитель- логопед

Педагогический стаж: 36 лет

Стаж: общий педагогический: 36 лет;

  • в должности: 36 лет.
  • в данном учреждении: 5 лет

Категория: без категории

Диплом

Курсы, обучение, сертификаты

Курсы повышения квалификации: Удостоверение о повышении квалификации от 20.12.2019 г., рег. № 9027 «Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранения нарушений речевого развития обучающихся с ОВЗ»(Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым «КРИППО»), 72 часа.

Консультации логопеда для педагогов

Развивающие игры для детей 3 – 5 лет.

Основной вид деятельности дошкольников — игра. Игра — это всегда творчество, познание и самопознание, возможность фантазировать и обучаться. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»  Поэтому, игра — это ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка. Игра позволяет ребёнку лучше понять себя, учит детей общаться и понимать других людей.

Развивающие игры, это игры на развитие внимания, памяти, мышления, обогащение словарного запаса у детей. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они  быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Приведем несколько развивающих игр, в которые можно играть с ребенком как на занятиях, так и дома.

«Парочки»

(Серия игр предназначена для развития навыков ориентирования на плоскости, развивает внимание, память, мышление, мелкую моторику).

В серии игр «Парочки» использованы красочные реалистичные изображения различных предметов, знакомство с которыми обязательно для дошкольников. Дети узнают об окружающем мире, развивают память, внимание, логику. В комплекте: карты- 4 шт. и разрезные картинки – 24 шт.

Для игры нужны 24 карты с разными изображениями.

 Вариант 1. «Кто больше?»

Взрослый перемешивает карточки, выбирает и  показывает играющим по одной, спрашивает: «Кто это?» или «Что это?». Тот, кто первым правильно назовет, что или кто на ней изображен, получает карточку себе. Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберет карточек больше.

Вариант 2. «Кто быстрее?»

Взрослый раздает играющим по одной большой карте, а маленькие карточки перемешивает и кладет стопкой рисунком вниз. Затем открывает верхнюю карточку и называет, кто или что на ней изображено, например: «Клубника». Игрок, у которого на большой карте нарисована такая же картинка, говорит: «У меня клубника», берет карточку, закрывает аналогичный рисунок на своей карте. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свою большую карту.

Вариант 3. «Идем в гости»

Логопед раскладывает 24 маленькие карточки рядом по 5 штук картинками вверх, а в центре оставляет пустое место. Отсюда игроки начнут движение. Логопед задает первому игроку маршрут движение, по которому надо пройти, например: «Одна карточка вверх, две – вправо. К кому (или к чему) мы пришли?» Ребенок отвечает. Теперь пусть ребенок даст вам задание. Меняйтесь ролями.

Развивающая игра «Поймай рыбку».

 Для этой игры нужны «рыбки» (предметы с ручками) и удочка. Удочку можно смастерить самим — к палке привязать веревку с крючком. Длина веревки должна соответствовать росту ребенка, чтобы ему было удобно «ловить рыбку» с пола.

 Разложить на полу небольшие предметы, у которых есть ручки. Например, небольшие кастрюльки, лейки, погремушки, пластмассовые кружки и так далее. Теперь можно предложить ребенку стать «рыбаком»: «Смотри, какие странные рыбки к нам заплыли. Давай их поймаем, и у нас снова будет порядок». В эту игру можно играть с детьми начиная с 4-х лет. Игра развивает ловкость и координацию движений.

Игра «Топ-хлоп».

 (Игра на развитие внимания, памяти).

 Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные.

 Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное — топают.

 Примеры: «Летом всегда идет снег». Картошку едят сырую». «Ворона — перелетная птица». Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

Игра «Фотоаппараты»

 (Игра на развитие памяти и внимания).

 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.

 2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось

Игра «Угадай, что исчезло».

( Игра на развитие внимания и памяти).

 Выложить перед ребенком 3 – 4 игрушки. Попросите его посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать.

Подготовила учитель- логопед
МБДОУ № 19:  Тарасенко А.И.

Конспект индивидуального занятия

Постановка звука [р]

ЦЕЛИ

  • Закреплять правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.
  • Продолжать формирование длительной направленной воз­ душной струи.
  • Учить правильно произносить звук [р] с механической по­ мощью.
  • Продолжать учить выделять звук [р] из ряда слов.
  • Продолжать учить образовывать притяжательные прилага­тельные.
  • Упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных.
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка «Щенок»; зонд с шариком на конце (или закруг­ленная палочка) для постановки звука [р]; предметные кар­тинки с изображением трактора, машины; набор геометри­ческих фигур; набор предметных картинок (зонт, шляпа, туф­ли, велосипед, глобус, телефон, утенок) с символами на обратной стороне; картинки с изображением животных (заяц, белка, лев, олень); счетные палочки.

  1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с маленьким щенком. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно про­износить звук [р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!

  1. Для начала нужно хорошо размять и подготовить язы­чок. Покажи

щенку, какие упражнения для этого нужно вы­полнить.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обо­значающим названия упражнений для язычка: «Чашечка», «Индюк», «Лошадка», «Барабан» и для воздушной струи: «Парус», «Жучок».

  1. Давай немного погуляем вместе со щенком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Пока­жи щенку, как работает трактор, а я тебе помогу нашей вол­шебной палочкой (постановка звука [р] от звука [ж] с ме­ханической помощью).

Ребенок выполняет.

  1. Немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет нужные детали. Помоги ему, подай ему только ту деталь, если в слове слышится звук [р]. А щенок тебе поможет.

Логопед поочередно предлагает ребенку детали — геометрические фи­гуры — и проговаривает ряд слов: корка, вилка, банка, марка, белка, пулька, парта, полка, норка, норма. Ребенок должен взять деталь, кото­рую логопед сопровождает словом со звуком [р].

  1. Отремонтировал водитель машину и завел. Покажи щенку,
    как он это сделал (постановка звука [р] с механической помощью).

Ребенок выполняет.

  1. Побежал щенок за машиной по дороге. Чтобы он не заблудился, помоги ему запомнить дорогу. Для этого назови картинки и запомни символ на обратной стороне каждой из них. (Выкладывает картинки в виде дорожки, после назы­вания каждую картинку переворачивает и ребенок видит соответствующий символ.)
  2. Щенок оказался в зоопарке. Слышит громкое, сердитое рычание (постановка звука [р] с механической помощью).
    Помоги ему определить, кто из этих животных так рычит.
    Покажи и назови это животное.

Ребенок выполняет.

  1. Конечно, это лев рычит, потому что ему нужна новая клетка. Построй ему новую, удобную, просторную клетку.

Ребенок выкладывает изображение клетки из счетных палочек.

Рад лев новой клетке и довольно рычит (постановка звука [р] с механической  помощью).

  1. Ходит щенок по зоопарку, животных рассматривает. По­стоял около … льва, посмотрел на … лису, увидел … зайца, остановился рядом с … оленем, подошел к … медведю, поду­мал о … волке, посмеялся над … обезьяной. Посмотри, щен­ка очень хвосты интересуют. У него хвост собачий, а у лисы,
    зайца, волка, льва, оленя, обезьяны чей хвост?

Ребенок образует прилагательные.

Тут обезьяна дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зарычал. Покажи, как он это сделал (постановка звука [р] с механической помощью).

Ребенок выполняет.

Обрадовался щенок, что теперь сам может рычать, и побежал домой. Помоги ему вспомнить обратную дорогу. Посмотри на символы и назови картинки, которые они обозначают.

Ребенок по символу вспоминает картинку, которую логопед тут же пе­реворачивает, чтобы ребенок мог проверить правильность своего ответа.

  1. Итог занятия.

Логопед. Щенок по дорожке вернулся домой. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произно­сить звук [р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя полу­чается (постановка звука [р] с механической помощью).

Ребенок выполняет.

Консультация логопеда для родителей

«Развитие словаря детей дошкольного возраста»

Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуя его мышление, внимание, восприятие. Для развития речи и, в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком: на первом году жизни эмоциональное, устанавливающее контакт матери и отца с малышом, развивающее его ориентировочный рефлекс на слово. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, их названиями.

Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуацию, в которой раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Развитие словаря у ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов. К примеру, слова обобщающего значения (деревья, фрукты) становятся доступны пониманию и употреблению дошкольника лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения. Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально- культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

Факторы, способствующие развитию словаря:

  1. Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета, качеств предмета на ощупь.
  2. Следите, чтобы ребенок воспринимал только положительные образы речи родителей, даже тогда, когда сам он не участвует в разговоре.
  3. Обязательно сопровождайте любые действия с ребенком речью, называя предметы, их признаки, объясняя явления переспрашивая ребенка: «Покажи, где здесь синее колечко? Кто это?
  4. Играйте с детьми! В играх ребенок развивается.

Предлагаю Вашему вниманию примерные игры:

Для детей от 5 до 6 лет

«Чьи покупки?»

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря. Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
«Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка — овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил». Поможем зайчику и мишке?

Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В конце игры подводим итог: «Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?»
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

«Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно).

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов

  1. С опорой на картинки:
    Дедушка старый, а внук …
    Дерево высокое, а куст …
    Море глубокое, а ручеёк …
    Дорога широкая, а тропинка …
    Перо легкое, а гиря …
    Летом нужна летняя одежда, а зимой …
  2. Без опоры на картинки.
    Пирожное сладкое, а лекарство …
    У волка хвост длинный, а у зайца …
    Хлеб мягкий, а сухарь …
    Чай горячий, а лед …
    Летом жарко, а зимой …

«Незнайкины ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки. В осеннем лесу. Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

«Мама потерялась»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий «Дикие животные» и «Домашние животные».В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример:
Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.
Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

Для детей от 6 до 7 лет.

«Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ .ГРУСТЬ
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!

Подготовила учитель- логопед
МБДОУ № 19:  Тарасенко А.И.